четверг, 27 апреля 2017 г.

От прошлого к настоящему и далее к будущему



В ряде статей: Общественная мораль, Поиск истины, Смотри в корень, Социальная справедливость, я уже пытался проследить пути исторического развития общества и его морали. В данной статье я предполагаю найти закономерности развития общества и его морали. Для этого нам придется проследить и их историческое развитие и взаимное влияние в различные периоды времени, а также коснуться, я бы сказал, теоретически возможных путей предполагаемого развития. Одновременно примерно этой же темы коснулась передача телеведущего Куликова на канале ТВЦ - «Красный проект», выходящая по пятницам в 20ч.40мин. с 7.04.2017г.

Под моралью я предлагаю подразумевать (с учетом трактовки электронной версии «Толковый Словарь Русского Языка», под. ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.,М.,1992) нравственные нормы, стандарты поведения и взаимоотношений личности с целью получения максимального комфорта существования. Как уже указывалось в статье «Справедливость и ее оттенки», «Практически любое слово вне текста имеет несколько понятий. … чем точнее мы хотим передать какую либо информацию, тем более описательной должна быть наша речь». Поэтому не удивляйтесь, если я довольно часто буду разъяснять понятия некоторых слов в моем понимании в контексте данной статьи.

Стандарты поведения живых организмов появились вместе с первыми появлениями живой природы, но наиболее ярко они стали проявляться с момента возникновения групповых форм (Глобализация общества) существования в виде стай, родов и общин. Групповая охота была более эффективной, т.е. обеспечивала больший комфорт существования. На первоначальном этапе, когда мораль равного распределения пищи обеспечивала поддержание бόльшей численности общины, она доминировала.

С совершенствованием орудий труда и методов производства, когда опасность вымирания, будем говорить, миновала, на передовые позиции стала выходить мораль права сильнейшего. Сильнейший забирал себе бόльшую долю общего продукта, обеспечивая себе больший комфорт, но при этом поддерживая долю рядового члена общины на достаточном для труда и обороны общины уровне. Мораль права сильнейшего не могла появиться раньше, т.к. это бы привело сначала к сокращению, а затем, возможно, к полному вымиранию общины.

Из такого рода рассуждений можно сделать вывод, что мораль развивается вслед за развитием общества и строго соответствует его уровню. Противники, ссылаясь на пример африканской общины, приведенный в статье «Главные цель и ценность», могут возразить, и возможно будут правы.

Раньше в наших рассуждениях мы ориентировались на ряд приоритетов целей и ценностей (Цели и ценности капитала и общества) имущественного, политического, правового и духовного содержания. Именно в этой последовательности.

Отсюда на первом месте в нашей жизни стало благосостояние. Надо заметить, благосостояние не общее, а в первую очередь личное. К чему это может привести? Варианты развития событий изложены в статьях «О ходе событий» Часть 1 и Часть 2. Однако любой из рассмотренных во второй части вариантов развития, ведет рано или поздно, независимо в пределах одного государства или на всей планете, к войне. С учетом сегодняшнего состояния науки и техники война грозит исчезновением всего человечества и земной цивилизации вцелом. Что нас ожидает война или мир? Куда идти? Что будет дальше? Все зависит от нас с вами.

Таким образом, уже сегодня нам требуется определиться с путями дальнейшего развития общества. Частично направление развития проанализировано в статьях : «Знать зачем, а потом решать куда», и «Путь, который мы выбираем». Из анализа указанных статей вытекает, что любой путь, ориентированный на повышение благосостояния без духовных ограничений, ведет к войнам и частичному или полному вымиранию человечества. Но если все-таки каким-то образом человечеству удастся избежать самоуничтожения, то в результате конкуренции, благодаря всепоглощающей жажде наживы, оно придет к всемирной монополии единственного капитала.

Природа в своем развитии носит случайный и, одновременно, закономерный, характер. Случайный, потому, что направление развития в каждый последующий момент времени меняется, иногда кардинально, от великого множества факторов и их величины воздействия. Закономерный, потому, что из бесконечного множества событий продолжение получают только наиболее приспособленные, сильные, т.е. прогрессивные. Если эти понятия отнести к разумной жизни, то наиболее прогрессивной будет та цивилизация, которая лучше приспособится биологически и будет сильна не только технически, но и духовно.

Сейчас давайте взглянем на времена недавнего прошлого с позиции сделанного ранее вывода, что «мораль развивается вслед за развитием общества и строго соответствует его уровню». В начале 20-го века царское самодержавие усиливая гнет населения и развязывая войны, ставит народы на грань выживания. Данный кризис заставляет общество, по крайней мере, российское перейти к новой модели устройства государства с новой духовностью и моралью. Причем новая модель предполагает, пусть пока только теоретически, некоторое переустройство государства в ближайшее время, но и, что особенно важно, на дальнюю перспективу – коммунистическое общество.

По мере укрепления советской власти и повышения благосостояния, это примерно сороковые и послевоенные шестидесятые годы, опасность вымирания миновала. Не в эти ли годы, в социалистическом, вроде бы внешне благополучном, обществе под лозунгом повышения всеобщего благосостояния, началось, необоснованное с точки зрения существующей тогда социалистической морали, повышение личного благосостояния отдельных лиц. Развитие данного процесса привело к потере веры в светлое коммунистическое будущее с одной стороны, деградации общества и падению производства с другой. Налицо все признаки упадка и вымирания общества.

Таким образом в Советском Союзе появился запрос на изменение загнивающей морали. Точнее, пропагандируемая государством социалистическая мораль осталась прежней, а вот в обществе появились личности, пользующиеся своим положением и отступавшие от этой морали в сторону повышения личного благосостояния.

Необходимость изменений заставила правящую элиту, правда зараженную вирусом повышенного благосостояния, искать новый путь развития. Не желающая расстаться с имеющимися у нее благами элита, преподнесла народным массам картинку блестящей роскоши запада, спрятав за ней бесправие и нищету народных масс. В какой-то мере это объясняется интересами и действиями внешнего капитала. Развращенные заботой однопартийной системы о жизнеобеспечении личности, не верящие в свои силы, не имеющие опыта самоорганизации и отстаивания своих интересов, народные массы покорно пошли на поводу у правящей элиты, узаконившей эксплуатацию одних, расточительную роскошь и превосходство других. Надолго ли? Народ поймет, что возврат к предыдущей морали это ни что иное, как шаг назад, возврат в прошлое, ведущее к войнам и истреблению народа.

Но возможно и другое рассуждение. Может быть правό африканское племя, последовательность приоритетов которого полностью обратная нашей сегодняшней, т.е. на первом месте стоит и духовность, затем право, политика и, только потом, имущественное благосостояние. Под духовностью (давайте для отличия от прочих понятий назовем ее социалистической, пропагандируемой в Советском Союзе) надо понимать - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (толковый словарь русского языка, под. ред. Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.,М.,1992). Под духовностью в настоящее время чаще понимается религиозное воспитание, которое отличается от выше означенного понятия наличием чинопочитания, смирения и покорности, а также, предначертанностью событий (судьба) и их подчиненностью чьей-то внешней, всевышней воле.

Социалистическая духовность – гарант миролюбия, равноправия и уважения поступков любого человека, гарант мирного поступательного развития общества. При главенстве социалистической морали, в пределе, отпадает необходимость в контролирующих органах, поскольку каждый человек при желании в любой момент может ознакомиться с любой информацией и высказать свое мнение по любому вопросу с гарантией, что его мнение будет учтено при решении данного вопроса. Воспитание человека не позволит ему поступать аморально, т.е. во вред окружающим, т.к. нанесение вреда окружающим будет осознаваться как причинение вреда себе, потому, что с точки зрения морали вызовет осуждение окружающих и соответствующее отношение к личности, допустившей аморальный поступок.

Я не просто упомянул о воспитании, потому, что само по себе ничего не делается. Для этого нужны продолжительные, целенаправленные воспитательные действия. В советские времена воспитанию морали уделяли большое внимание. СМИ занималось пропагандой социалистической морали, как основы перехода к коммунистической морали. Общественному осуждению подвергались все поступки, имеющие целью личное обогащение за счет окружающих. Были перегибы, были исключения, но общее направление воспитания имело миролюбивый созидательный характер, предполагавший равноправие, взаимопомощь и взаимоуважение.

В настоящее время наиболее здравомыслящие патриоты все в большем количестве приходят к мысли об ошибочности сделанного почти 30 лет назад выбора в пользу капитала. Наиболее весомыми аргументами, на мой взгляд, являются: отсутствие конечной цели для общества, так называемой мировой идеи, удовлетворяющей интересам каждой отдельной личности и всего общества вцелом; возведение принципа конкуренции в получении личных благ в ранг двигателя прогресса общества; нужно ли нам и каким должно быть будущее, как его принято называть, постиндустриальное общество? Будет ли в нем место нищете и безработице? Как будут реализованы принципы справедливости, равенства прав и возможностей? Что мы потеряли? Дальнейшая судьба России тревожит каждого. Капитал и наемная сила – антагонисты. Это значит войны неминуемы. Значит ваши дети или ваши потомки будут умирать насильственной смертью.

Часто можно услышать призывы ускорить развитие, т.е. движение вперед. Вперед, а это куда? Почти тридцать лет назад нам показали направление, и мы двинулись туда. С тех пор, на мирных доселе территориях, начались войны (Югославия, Украина). Из-за чего идут войны, как не из-за материальных благ? В советские времена это называли «происками капитализма». Теперь мы сами стали такими же капиталистами!? Так это движение вперед или назад?

Если ошибочность выбора в пользу капитала справедлива, так надо ее исправлять! А наше правительство продолжает штопать старый, подаренный западным капиталом, прохудившийся кафтан, вместо того, чтобы шить свой новый, с учетом собственных знаний и семидесятилетнего опыта, а не по указке дяди Сэма и ему подобных (ЕС). Ихние-то кафтаны похоже ест моль и они разваливаются.

Покрой нашего кафтана (духовность, мораль) образца 1917 года, переняли многие государства. Одни соблазнились западными подарками, как Россия и страны СНГ, другие продолжают существовать и имеют неплохой вид (Китай, Корея, Куба). Может взять за основу покрой советского кафтана, вернуться к прежней моде и взять курс в реальное будущее, имеющее перспективы космического масштаба, а не прозябать в ветшающем кафтане, постепенно распадающемся и превращающемся в прах вместе с обществом.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: