среда, 3 февраля 2016 г.

Цели и ценности капитала и общества



Давайте попробуем проследить историческое развитие капитализма, его экономическую эффективность. Под объектом рассмотрения будем понимать общность людей, связанных трудовыми отношениями и механизмами распределения благ от труда.

С первобытных времен и до настоящего времени все живое для повышения выживаемости объединяется в группы: стая, община, семья, страна.

В первобытнообщинном строе труд каждого был нацелен на благополучие общины. Коллективный труд и охота приносили плоды, достаточные для поддержания жизни. При этом надежность поддержания жизни и ее уровень были гораздо больше, чем при одиночном действии. О механизме распределения благ в общине можно только догадываться. Наверняка вожди и сильнейшие имели повышенные блага в сравнении с рядовыми членами. Закон силы имел огромное значение при их распределении.

Однако, по мере развития интеллекта, осознания вожаками зависимости собственной безопасности и уровня существования от рядовых членов группы, им наверняка приходилось делиться определенной частью благ для поддержания соответствующего уровня благ рядовых членов общества, позволяющего поддержание их существования в физической форме, достаточной для удовлетворительного выполнения функции обеспечения безопасности существования группы. Это требование действует до сих пор и, наверное, будет действовать всегда. Это – аксиома.

Таким образом, первобытно общинное общество явилось благодатной почвой зарождения капитализма.

Переход общества к феодальному, рабовладельческому и крепостному является моментом рождения капитализма, когда орудия труда и часть его результата уже принадлежат, в той или иной мере, одной личности. Результаты труда носили в основном натуральный, местный характер.

По мере развития общества и перехода к товаро-денежным отношениям, а также с появление института государства, доходы капитала увеличились. Развитие торговли и расширение рынков сбыта товаров, также привело к увеличению доходов капитала.

Индустриализация производства и дальнейшее расширение рынков сбыта привели к тому, что вывоз капитала стал эффективнее, чем вывоз товаров. Вывоз капитала, выражаясь современным языком – инвестиции в экономику других государств, в настоящее время позволяют получать максимальные доходы инвесторам.

Таким образом, капитал достиг вроде бы КПД 100%. Это, так сказать, прямые доходы капитала от производства продукции и услуг.

Однако, как известно, жадность не имеет пределов. Капитал поставил себе на службу и с успехом пользуется достижениями науки в области психологии. Реклама, телевидение и другие СМИ – мощнейший инструмент воздействия на личность. С её помощью в головы людей вдалбливается мысль о мнимой необходимости внешнего отличия каждой личности, обладания только вещами новыми модными и суперпродвинутыми, игнорируя при этом здравый смысл, рачительность и соранность окружающей среды.

Человек может достойно существовать при достаточно скромном обеспечении пищей и жильем. Это показывают примеры отшельников. Но такое положение дел не выгодно капиталу (бизнесу). Поэтому капитал внедряет в общество потребленческую идеологию. Везде в капиталистическом обществе проповедуется, что чем бóльшими материальными ценностями обладает человек, чем больше он выделяется на фоне других, тем он более ценен для общества, тем исключительнее должны быть его права. Причем принимается во внимание величина и современность выделения не личных качеств, а обладаемых материальных ценностей. Я не хочу умалять достоинства умных, энергичных и способных людей, но чего стоит генерал без армии?

Любая личность оценивает себя, сравнивая себя с окружающими. Это нормально. Важно, по каким приоритетным параметрам происходит сравнение. Можно сравнивать: по обладанию материальными ценностями, по физическому превосходству, по способности поступаться общественным для достижения личного; или по личным качествам: ум, прикладные навыки, приоритетные цели и действия, направленные на блага общества. В обоих случаях результаты будут не только сильно отличаться, но скорей всего прямо противоположны друг другу. История развития земной цивилизации показывает, что любая теория при ее внедрении в жизнь имеет местные флуктуации, т.е. отклонения от нормы.

Если человек поставит перед собой цель – прийти в теплые южные края, то с большой долей вероятности, используя доступные для него средства и ориентиры, он туда придет. Хотя в процессе движения ему часто придется преодолевать препятствия (озера, реки, горы) и, возможно не один раз, кратковременно сознательно поворачивать на север.

Если человек поставит перед собой цель – прийти на север, то он вряд ли, хоть когда-нибудь, действуя аналогичным образом, попадет в теплые края.

Таким образом, если поставить цель общественной политики - достигнуть свободы, равенства и братства, как это было в СССР, и предпринимать действия в этом направлении, то мы этого рано или поздно добьемся, т.е. будем свободны, равны в правах и жить в мире.

Какая же цель политики стоит сегодня в капиталистическом обществе?

Свобода? Когда работник, выброшенный с завода без средств к существованию, не может добыть себе даже пропитание, потому, что все земные пространства находятся в чье-либо собственности. Государство, и то требует налог за пользование землей.

Равенство? Когда рядового человека, укравшего в магазине товар на тысячу рублей, садят в тюрьму, а человека, занимающего пост в государственных структурах, укравшего миллионы государственных рублей, взятых, между прочим, у народа, пожурив, отпускают на волю.

Братство? Когда в СМИ во всех происшествиях фигурируют лица определенного региона или национальности, приверженцы одного из вероисповеданий или любого признака, кроме нарушителя закона и общественных норм. Тут уж не до братства, доброты и мирного отношения.

Так к какому результату мы сейчас стремимся? Каким мы хотим представлять себе наше общество?

Мы хотим, чтобы царь, султан, президент, наместник всевышнего или влиятельный воротила управлял всеми и пользовался изысканными плодами народного труда, чтобы был недоступен закону, безнаказан и не подлежал критике, чтобы нас для отвлечения от классовой борьбы натравливали друг на друга, как бойцовых собак? Нет! Но другой цели в обогащении одних на фоне скудного существования других не просматривается. Куда это нас приведет?.

Я лично не вижу цели капитала, удовлетворяющей чаяниям трудового народа.
Если Вы видите – напишите мне и всему трудовому народу.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: