суббота, 9 февраля 2019 г.

ОТЧЕГО и ПОЧЕМУ



Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, который трактует:
ОТЧЕГО.1. мест. нареч. и союзн. сл. Почему, по какой причине. О. он не пришёл? Не знаю, о. это случилось. 2. союз. Вследствие чего, по причине чего. Улыбнулся, о. лицо его стало красивым. 3. частица. То же, что почему (в 3 знач.)(разг.). * Отчего же (разг.) - то же, что почему же. По-моему, ты просто шутишь. - Отчего же. Ты устал? - Нет, отчего же. Отчего и, союз - то же, что почему и, поэтому. Болел, отчего и отстал. И (вот) отчего, союз - то же, что и вот почему, и поэтому. Он самоуверен, и вот отчего его не любят.
ПОЧЕМУ. 1. мест. нареч. и союзн. ся. По какой причине, вследствие чего. П. ты сердишься? Не понимаю, п. он не согласен. 2. союз. Вследствие чего, по причине чего (разг.). Болел, п. пропустил лекцию. 3. частица. Употр. как положительный ответ на вопрос, содержащий отрицание, или как возражение (разг.). Ты не обедал? - П., обедал. * Почему и, союз - вследствие чего-н., из-за чего-н. Болел, почему и отстал. (И) вот почему, союз - и поэтому, и вследствие этого. Он эгоист, (и) вот почему он одинок. Почему же (разг.) - то же, что почему (в 3 знач.). Ты не хочешь со мной разговаривать? - Почему же, хочу. Он просто глуп. - Нет, почему же. Почему (бы и) нет? (разг.) - ответ: вполне возможно, очень может быть.

Слова вроде бы и разные, а значение практически одинаково. Так отчего мы потеряли все хорошее и почему верим в сомнительное лучшее.

Вы наверное уже догадались? Речь пойдет о КАПИТАЛИЗМЕ и БИЗНЕСЕ. Слова абсолютно разные, а значение практически одинаково. Вот только в России КАПИТАЛИЗМ связывают с эксплуатацией наемного труда, а БИЗНЕС, почему-то, только с умелым ведением дел.

Хотя, тот же «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, трактует:
КАПИТАЛИЗМ, -а, м. Сменившая собой феодализм общественно-экономическая формация, при к-рой основные средства производства являются частной собственностью класса капиталистов. Эпоха капитализма. … КАПИТАЛИСТ, -а, м. 1. В капиталистическом обществе: собственник капитала, средств производства, пользующийся трудом наёмных работников. Крупный к. 2.Богатый, разбогатевший человек (разг. шутл.).
БИЗНЕС [нэ], -а, м. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Малый, средний б. Заняться бизнесом. Делать б. на чём-н. (получать доход, а также наживаться).

Несколько смущает последнее предложение, точнее, слово в трактовке бизнеса – «наживаться». НАЖИВА, как трактует тот же словарь - нечестно полученная прибыль.

Почему в дореволюционной России частный собственник гордился нажитым капиталом, а сейчас он гордится своими активами? Неужто все дело в моде, так сказать, дань времени, бухгалтерский жаргон? Немалую роль в распространении понятия «бизнес» сыграло исключение из его смысла прямой причастности к эксплуатации наемных работников. Нынешние бизнесмены тем самым как бы пытаются отмежеваться от капиталистов 19-20 веков, прославившихся попиранием прав, непомерной эксплуатацией и грабежом наемных работников. Нам пытаются вбить в мозги, что бизнес наш единственный спаситель, источник всех наших благ и двигатель прогресса. Трудись и тебе воздастся по труду.

Отчасти в этом есть доля истины, но именно лишь доля – под лежачий камень вода не течет. Отбирая у работника полукилограммовую буханку хлеба, бизнесмен дает ему пятидесятиграммовую пампушку в блестящей обертке, убеждая работника, что спасает его от голодной смерти, да еще с таким прекрасным дизайном оформления подарка. Не забывая при этом упомянуть о справедливости и своей щедрости и, что подарок дается в надежде на повышение отдачи от работника.

Я не зря упомянул о дизайне «подарка». Посмотрите на товары в магазинах. Все они имеют отдельную оригинальную, кричащую: «купи меня», упаковку. Иногда, отчасти это оправдано, с точки зрения удобства транспортировки и обеспечения сохранности. Но одна из главных задач упаковки – привлечь внимание к продукту, заинтересовать покупателя всеми мыслимыми и немыслимыми способами, воспитать в нем потребителя благ.
Именно упаковка и реклама воспитывают в нас необоснованное стремление к излишнему потреблению благ и продукции с излишними функциональными возможностями. В нас воспитывают отвращение к старым моделям изделий, еще прекрасно выполняющих свои основные функции. В нас воспитывают пренебрежение к понятиям рачительности и целесообразности, выставляя на посмешище их приверженцев. Одновременно в обществе муссируются такие качества как повышенное чувство зависти и эгоцентризм, обеспечивающие капиталу рынок сбыта продукции и получение прибыли. Именно таким - потребительским является сейчас наше общество.

Все бы ничего, но чрезмерное потребление пищи, как результат чрезмерного применения рекламных приемов, совместно с малоподвижным образом жизни приводит к заболеваниям и сокращению не только продолжительности, но и уровня жизни (имеется ввиду ограничение человеческих возможностей, инвалидность). Неразумное использование оригинальной одноразовой неперерабатываемой упаковки совместно с неоправданной преждевременной заменой старых моделей изделий приводит к загрязнению и ухудшению экологии окружающей среды. Гипертрофированное стремление личности потребительского общества к сиюминутному мгновению комфорта преобладает над разумным отношением к окружающей среде. К чему это ведет? Еще менее ста лет тому назад рядовой житель средних широт нашей планеты даже подумать не мог, что в скором времени ему придется покупать питьевую воду и чистый воздух для дыхания. А сейчас это уже становится нормой во многих городах с многочисленным населением. Ученые, уже сейчас, прогнозируют в недалеком будущем дефицит питьевой воды. Подумайте, что будет дальше, если эти тенденции сохранятся?

Ничего в мире не делается просто так. Отчего это все-таки происходит, почему и кому это нужно?

Начнем с себя. Что для нас важнее: красивая упаковка, вытягивающая из нашего кармана последние гроши и радующая взгляд несколько секунд, или чистая окружающая среда, радующая взгляд и обеспечивающая здоровое состояние организма в течение всей жизни? Кто сознательно променяет долгую радостную жизнь на минуту радости? Никто! Как говорят: поищите дураков в другом месте.
Говорят одно, а на деле? Большинство членов потребительского общества не задумываясь, на подсознательном уровне, играют именно их (дураков) роль в спектакле жизни. Если признать, что наше общество является потребительским или хотя бы движущимся в этом направлении, то сам собой напрашивается вопрос: кто же остался в меньшинстве, какова их роль и настоящее положение.

Оставшееся меньшинство не однородно. Частично это ученые, грамотные думающие люди, занимающиеся разъяснительной деятельностью в массах. Однако их влияние на общество, исходя из практики, невелико. Это объясняется недостаточностью финансовых ресурсов, которые значительно уступают ресурсам оставшейся активной части меньшинства, т.е. бизнесменов. Ради справедливости, необходимо заметить, что и это меньшинство находится в тех же экологических условиях, что и большинство членов потребительского общества. Однако следует также отметить некоторую их особенность, преимущественно активной части. Они, обладая значительными ресурсами, уже сейчас (или пока еще) в состоянии обеспечить себе, пусть локально, пусть кратковременно, но значительно лучшие экологические условия своего существования в сравнении с большинством членов потребительского общества. Это проживание в лесных массивах, в пригороде с использованием кондиционирования в жилых помещениях, использование в пищу экологически чистых продуктов, разнообразный качественный отдых.

Именно бизнес, с целью повышения личного дохода, основываясь на последних достижения в области психологии человека, выпускает и создает рекламу продукции, содержащей вредные для человека ингредиенты, создает производства и выпускает продукцию, загрязняющие окружающую среду нашего обитания, способствует распространению и развитию в обществе потребленческих инстинктов. Все это делается в угоду отдельных личностей за счет ущемления интересов основной массы общества.

Парадокс! Бизнес-дитя государства, но именно он, подмяв под себя власть, управляет деятельностью государства. Именно узаконивание бизнеса привело к изменениям в законодательстве, обеспечивающим преимущества капиталу. Именно бизнес, поддерживаемый государством, нарушает основной закон – Конституцию РФ, порождая расслоение общества, катастрофические неравенства между богатством и бедностью, процветание коррупции и жалкое, бесправное существование огромных народных масс общества.

Для справки
Статья 6 Конституции РФ
1…
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Статья 7 Конституции РФ
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.


«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, трактует:
«СОЦИАЛЬНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. социум. 2. Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная среда. Социальное положение. Социально (нареч.) опасен. Социальное обеспечение (государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в случае болезни или нетрудоспособности). Социальная сфера.
ДЕМОКРАТИЯ, -и, ж. 1. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Принципы, идеалы демократии. Борьба за демократию. 2. Принцип организации коллективной деятельности, при к-ром обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива. Внутрипартийная д. II прил. демократический, -ая, -ое. Д. строй. Демократическая республика. Демократическая партия (название нек-рых партий в ряде стран). Демократические преобразования. )


П2 Статьи 6 действующей Конституции РФ закрепляет равенство граждан в правах, свободах и обязанностях. Но при отсутствии ответственности за нарушение указанных норм, они (нормы) остаются благими пожеланиями и ничем более.

Взгляните на реалии жизни россиян. Во времена проведения избирательных кампаний или при конкурентной борьбе при выдвижении на государственную должность выносится столько компромата, что тюрем не хватит. А сажают лишь единицы. Принципы проведения выборов формально построены с учетом продекларированного равенства, но без учета реальных возможностей претендентов. Что начисто исключает возможность выдвижения кандидатур из малоимущих слоев общества. Разве можно сравнить финансовые возможности проведения агитации крупного бизнесмена с месячным доходом в сотни тысяч и рядового работника с доходом даже порядка 30-40 тысяч рублей.
Истинную демократию, всюду подменяют благозвучным понятием «социальный».
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь… … и иные гарантии социальной защиты».
«Социальное государство» - это всего лишь объединение членов общества на определенной территории, подчиняющихся единым законам. А какую «достойную жизнь» обеспечивает наше государство (под руководством бизнеса) всвязи с переходом на капиталистический путь развития? Появилась огромная пропасть между богатыми и бедными, появились безработные, нищие, БОМЖи. Это ли не показатели «направления созданных условий»? Судя по взаимоотношениям бизнеса и государства, с их взаимной поддержкой, тренд изменений указанных факторов, будет сохранять свою направленность, т.е. пропасть между богатыми и бедными, так же как и количество безработных и нищих будет увеличиваться.

Личная заинтересованность в результатах труда – отличный стимул. Но если он не ограничен или недостаточно ограничен интересами общества, он работает как яд, разлагающий общество на слои с противоречивыми интересами, которые, в свою очередь, приводят к вражде и конфликтам, вплоть до военных. Невзирая на наметившуюся глобализацию, этот же процесс происходит и между странами. Жажда личной наживы, личного обогащения за счет окружающих, или путем использования их труда, приводят к существенному различию благосостояния – вот корень зла, ведущего общество к пропасти небытия.

Если общество не сможет достичь равенства благосостояния граждан, включая моральное, оно рано или поздно придет к гибели. Что нас ожидает? Чем дольше мы будем двигаться от прошлого к настоящему и далее к будущему по выбранному нами капиталистическому пути, тем сложнее и с большими потерями будет происходить изменение направления дальнейшего развития.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: