воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Власть и деньги



Вы ещё не задавались вопросом: «Как взаимосвязаны власть и деньги?»

Исторически, с момента появления живой материи, сложилось так, что побеждает сильнейший. Сильнейший стоит во главе стаи. Сильнейший требует и получает нужные ему привилегии. Данная ситуация, согласно «Толкового Словаря Русского Языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, соответствует понятию ВЛАСТЬ - Право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле.

Сильнейший, не обязательно в физическом смысле (см. «Общество и грамотность населения»), встает во главе части общества и требует привилегий и подношений в виде различного рода благ. Закрепив законодательно эту возможность распоряжаться по своей воле, сильнейший приобрёл власть. С появлением денег, как мерила и эквивалента труда в цивилизованном обществе, подношения и блага стали выражаться также и в денежном виде.

Согласно Конституции РФ статья 37, п.3 «Каждый имеет право на труд…, на вознаграждение за труд…». Таким образом, власть в настоящее время имеет все основания самостоятельно оценивать свой труд, т.е. назначать себе(!!!) заработную плату. Что сейчас и происходит, причем без учета результатов правления в отношении благосостояния остальных членов общества. Власть, ратуя и провозглашая рыночные отношения, самовольно устранилась от них. Таким образом, в российском обществе действуют двойные стандарты подхода к оплате труда государственных чиновников и наемных работников. История показывает, что двойные стандарты всегда приводят к появлению разногласий, недовольств и к расколу общества (см. «Социальная справедливость»). Взять хотя бы ситуацию в руководстве ЕС по отношению к России, связанные с событиями на Украине.

В статьях «Добрая власть или хитрый бизнес?» и «Социальные партнерство и ответственность», «Власть и история» я уже касался вопроса из чего складывается доход власти.

Настала пора разобраться с величиной зарплаты государственного служащего, то бишь чиновника. Какие принципы должны быть заложены в методики её назначения? Исходя из чего должна назначаться зарплата чиновнику?

В настоящее время существует три основных принципа определения величины оплаты труда: затратный, потребительский и рыночный. Первый определяет оплату труда в зависимости от величины затрат времени и усилий личности на выполнение определенной функции, второй – от величины потребности работодателя (общества) в исполнении данной функции. Третий – рыночный, договорная цена между заинтересованными сторонами, т.е. чиновником и обществом.

В первом случае определять усилия, прилагаемые чиновником или человеком умственного труда, бесполезно, ввиду того, что прилагаемые усилия не пропорциональны получаемым при этом результатам, а, скорей всего, прямопропорциональны сложности решаемой задачи и обратнопропорциональны интеллекту конкретного чиновника. В некоторых случаях результат может быть даже отрицательным. Правда, в мире науки – отрицательный результат, тоже результат. Затраты времени также являются косвенным показателем умственного труда. Однако, без учета полученного результата, этот параметр теряет реальный смысл. Поэтому затратный метод определения зарплаты чиновника явно не подходит.

Во втором случае существование методик формального определения величины потребности работодателя в исполнении данной функции вряд ли возможно, т.к. указанная величина сильно варьирует в зависимости от окружающей среды, т.е. обстановки (политической, экономической и т.п.) в конкретный период времени. К тому же, ценность решения определенных задач со временем меняется, поэтому не исключается фактор преднамеренного затягивания принятия решения с целью повышения его значимости.

В третьем случае определение ценности исполнения той или иной государственной функции возможно производить на интуитивном уровне средне-статистической личности общества. Интуиция позволяет коррелировать многие факторы среды, окружающей конкретную личность избирателя. При этом будет учитываться не реальная значимость исполнения функции, а восприятие значимости исполнения функции, что оказывает или позволяет личности ощущать наиболее комфортное состояние. Таким образом, общество будет получать удовлетворение от действий чиновника, т.е. власть будет удовлетворять ожиданиям и надеждам общества.

Реализация последнего принципа определения величины оплаты труда выборного чиновника может производиться одновременно с выбором кандидата. Причем выдвижение кандидатуры на выборы производится вместе с указанием запрашиваемой оплаты труда. В условиях рыночных отношений избиратель должен четко понимать: за что и сколько он согласен платить.

В любом случае для избирателя должна быть предоставлена для свободного доступа следующая информация:
а) должностная инструкция поста выбираемого чиновника;
б) программа приоритетных действий каждого кандидата в основных 2-3 направлениях;
в) что предпринималось кандидатом в указанных направлениях до сего дня и какие результаты получены от этих действий;
г) что не позволило кандидату в полной мере осуществить свои желания в указанных приоритетных направлениях на прежнем посту и что он собирается предпринять, приобретя новые возможности.

Данная информация позволит избирателю оценить программу кандидата, соотнести её с тем, что делалось ранее и сделать выводы:
- совпадают ли приоритетные направления программы кандидата с желаемыми приоритетными направлениями избирателя;
- будут ли его действия продолжением предыдущей деятельности или они могут носить чисто популистский характер, т.е. являются пустыми обещаниями;
- о реальности бывших препятствий, не позволивших кандидату осуществить ранее желаемые действия, а также об уровне способностей кандидата в преодолении указанных препятствий;
- о реальности использования новых возможностей и механизмов их использования для достижения желаемых результатов.

Таким образом для избирателя будет более полная и четкая картина представления о кандидате, о его ожидаемых действиях. Предвыборная информация также будет служить материалом для проверки обещанных и реально выполняемых действий выбранного чиновника, последующего вывода о его моральных качествах и соответствия занимаемой должности. На основании указанных выводов общество будет иметь основания для решения вопроса о продолжении деятельности данного чиновника, досрочном смещении его с должности или заменой кандидатуры при следующих выборах. Данное предложение, как и все, указанные в этой статье, вполне соответствуют последним тенденциям развития открытости информации в цивилизованном обществе.

Назначение кандидатом цены своего будущего функционирования будет являться реальным конкурентным фактором и в какой-то мере приведет к снижению затрат бюджета на содержание аппарата управления.

Назначение избирателем желаемой цены функционирования чиновника будет служить ориентиром для кандидата на данный пост на следующих выборах. Причем для исключения намеренного влияния на величину желаемой цены функционирования чиновника при подсчете следует исключить 5-10% крайне высоких и крайне низких значений полученных данных.

В выборной системе России обязательное отражение должен иметь социальный состав общества. Во власти должны присутствовать все социальные слои населения. Только пропорциональный социальный состав представителей общества во власти может гарантировать законодательную защиту нужд всего населения страны. В органах местного самоуправления, при наличии резко выраженных обособленных этнических формирований, для защиты их интересов необходимо соблюдать обязательное присутствие их представителей в органах власти (см. «Смотри в корень»).

Таким образом, право на труд и вознаграждение за него для каждого члена общества будут сочетаться оптимальным образом, позволяющим обеспечить надежное, стабильное развитие общества вперёд.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: