воскресенье, 1 июня 2014 г.

ЕГЭ, учебники и их роль в образовательном процессе



С момента появления единого государственного экзамена (ЕГЭ) в образовательной системе России идут дебаты о его рациональности. Конечно, у него есть достоинства: более широкий охват пройденного материала, проверка ресурса памяти, т.е. почти компьютерные свойства экзаменуемого. Однако он не дает ответа на такие основополагающие аспекты человеческой сущности как мораль, умение владения языком, мыслить и грамотно излагать свои мысли, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, в конце концов, приоритеты и состояние морали.

Советская экзаменационная система позволяла ученику излагать материал своими словами и выражать свою точку зрения и аргументировать своё отношение к излагаемому материалу. Это позволяло экзаменаторам более полно определить широту и глубину знаний, степень владения языком для передачи нужной информации и определенных чувств, правильности построения фраз, степень планомерного аргументированного изложения материала. При расплывчатом ответе или ответе, допускающем двоякое толкование, экзаменатор вправе был задать уточняющий вопрос. Все это позволяло определить иерархию приоритетов и состояние морали аттестуемого на соответствие его гражданской позиции.

Таким образом, старая система экзаменов позволяла с большей степенью достоверности делать выводы о готовности молодого человека вступить в общество и быть полноправным его членом. Нельзя ли набраться ума и объединить достоинства обеих экзаменационных систем.

Надо согласиться, что уровень подготовки преподавателей весьма разнообразен, как и специалистов в любой области. Пока не доказано, можно предположить, что единый учебник и единые методы преподавания, каким-то образом, нивелируют влияние указанного фактора. В результате мы имеем, при рассмотрении только всеобщего образования, более или менее равнообразованное общество. С одной стороны, это является залогом отсутствия разногласий в обществе. С другой стороны, отсутствие выдающихся личностей может снижать темпы развития общества.

А кто может утверждать, что выдающейся личностью становится та, которой много дают, а не та, которой недодали (имеется ввиду по физическим возможностям усвоения учебного материала), но которая, в силу своих убеждений, сама находит недостающий материал? Тем более что, при наличии Интернета, это не составляет больших трудностей.

Анализ истории человечества показывает, что выдающиеся личности обучаются до определенного уровня, а далее саморазвиваются. Само понятие – выдающиеся говорит о том, что их уровень знаний выше знаний общества и, следовательно, не может быть обществом им преподан.

Таким образом, при наличии большого объема информации и ее доступности главной задачей образовательной системы в настоящее время становится не столько дать ученику определенный объем знаний, сколько дать лишь основы знаний, воспитать у него тягу к ним и научить рациональным приемам поиска. Причем необходимо иметь ввиду, что общий объем знаний: научных, технических и гуманитарных постоянно увеличивается и с большой скоростью. Следовательно, должен увеличиваться объем излагаемого в учебнике материала. Этот процесс будет происходить постоянно, пока существует наша цивилизация.

С учетом более медленного развития умственных способностей человека в сравнении с темпами увеличения объемов информации, а также в связи с ограничением срока процесса обучения человека продолжительностью жизненного цикла, возникает необходимость в ограничении объема учебника.

Выходом из создавшегося противоречивого состояния может быть модернизация методов обучения, на основе:
- разработки новой системы образования, основанной на симбиозе механизмов мышления человека и объеме имеющейся информации в электронных сетях;
- разработки системного углубленного специализированно-направленного самообучения;
- освоения передовых методов усвоения больших объемов информации и с большей скоростью;
- частичной замены, обобщения и нахождения более свежих примеров для демонстрации человеческих качеств и воспитания морали.

При этом встает вопрос выработки необходимых критериев характеристик отбора новых методов обучения и заменяемого или вводимого вновь учебного материала. Новые методы должны быть теоретически обоснованными и испытанными на практике применения в широких массах. Недопустимо в системе образования использование новых методов, использующих неизвестные, негуманные принципы и механизмы человеческого организма. Имеются в виду методы метафизики, оккультных наук, с использованием психотропных веществ, биохимических и биофизических стимуляторов. Система общего образования не место для опытов над обществом.

Замена примеров, демонстрирующих определенные взаимоотношения личностей, этнических и религиозных сообществ, моральные качества личностей и их проявление, литературных приемов при описании природных явлений и прочих событий должна быть направлена на достижение тех же целей и воспитания тех же моральных качеств учащихся, но в условиях сегодняшнего состояния общества. Справедливости ради, надо сказать, что сегодняшнее состояние общества не во всем отвечает требованиям поступательного его развития, социальной справедливости, идеологии, управления обществом и культуры.

Учебный материал, излагаемый в учебнике, должен показывать историю развития предмета, его сегодняшнее состояние и предполагаемое дальнейшее развитие. Причем дальнейшее развитие должно быть освещено в нескольких наиболее отличных друг от друга существующих направлениях. Учебный материал должен прививать, с одной стороны, навыки обобщения событий, нестандартного свободного мышления с учетом передовых тенденций развития предмета, с другой стороны, навыки формирования из общего направления конкретных частных предполагаемых событий. Под событиями, в данном случае, следует понимать исторические, общественные и политические события, а также математические действия, формулы, физические и биологические процессы и т.п.

Учебный материал должен воспитывать в человеке исследователя, творца и руководителя вне зависимости от направления применения, будь то ученый, инженер, педагог, руководитель бизнеса или наемный работник. Активная жизненная позиция каждой личности – успех развития всего общества. Вот в чем заключается цель системы образования и, в частности, экзаменационной системы и учебников.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: