четверг, 11 декабря 2014 г.

Сколько благ нам необходимо?



Задумывались ли Вы над таким вопросом?

В последнее время все чаще звучат высказывания о скором (в глобальном масштабе времени) самоуничтожении земной цивилизации. Виновником данного события, исходя из значения его названия, является сам человек. Вопреки расхожему мнению – человек сам себе не враг, это так.

С самого начала появления жизни на Земле эволюция ее развития происходила по двум направлениям. Одни, например: черви, рыбы, дельфины; приспосабливали свой организм к условиям среды обитания. Другие – человек, приспосабливали среду обитания к своему организму, т.е. производили продукты питания, одежду, создавали жилища и комфортные условия жизни.

Начиная с шестидесятых годов двадцатого века, учеными доказано, что климат Земли зависит от содержания углекислого газа в атмосфере. Повышение его содержания ведет к увеличению парникового эффекта и повышению температуры на планете. Особенно заметным стало проявление этого эффекта с началом индустриального периода процесса развития цивилизации. Земная флора не успевает мутировать, что бы хоть как-то в достаточной мере связывать окись углерода в различного рода химические соединения и сдерживать тем самым темпы указанных изменений. Уже сейчас замечено уменьшение массы горных ледников и ледяных шапок полюсов Земли. С их уменьшение, а особенно с их исчезновением, процессы изменения климата сильно ускорятся, что может привести к гибели земной цивилизации. Чем более комфортные условия жизни создает человек, тем больше он тратит энергии на их создание и больше производит выбросов углекислого газа в атмосферу Земли, тем больше ускоряет процессы изменения климата и приближает гибель цивилизации.

Человечество, как весь живой мир своими путями, всегда стремилось к комфорту. С появлением денег и эгоистичной капиталистической морали, вопросы сохранности окружающей среды ушли на второй план и до сих пор остаются негативным признаком сегодняшнего бизнеса.

Вред бизнеса, это не только и даже не столько производство продукции и связанных с этим выбросов углекислого газа, а главным образом как главный фактор формирования потребительской морали общества, обеспечивающей стимуляцию увеличения указанного производства. Бизнес за счет высокой концентрации финансовых ресурсов путем использования СМИ, путем проведения различного рода соревнований, конкурсов и выставок (на первый взгляд вполне положительных процедур, но используемых определенным образом) ориентирует общество на потребление и проповедует обладание личными благами как основную ценность личности. Придание потребительской морали личностно-центристских качеств придает развитию технического прогресса соревновательный, в части объемов, характер, что еще более усиливает вредное влияние производства на экологию среды обитания человека.

Можно ли остановить это движение цивилизации в никуда? Если можно, то каким образом?

Если мы правильно установили, что виновником создавшейся климатической ситуации является потребительская мораль общества, то ее изменение возможно лишь формирующим фактором, т.е. бизнесом. Справедливости ради, следует заметить, что еще одним достаточно существенным формирующим фактором морали является власть.

Можно конечно надеяться, что под действием страха гибели цивилизации общество самостоятельно изменит отношение к проблеме климата. Но при наличии заинтересованного внешнего фактора в лице бизнеса, этот процесс будет более затянутым и долгим, что может настолько отодвинуть момент оздоровления морали, что процесс самоуничтожения цивилизации уже будет необратим. Поэтому необходимо воздействие общества, или хотя бы некоторой его части на оба формирующих фактора.

Власть использует общественные силы лишь для создания видимости демократии, но даже эту возможность надо использовать. Необходимо использовать и более жесткие меры, например, митинги, демонстрации и т.д. При этом необходимо требовать более решительных мер по защите экологии и принятия в законодательном порядке более строгих природоохранных норм для производств, как государственных, так и принадлежащих бизнесу.

Наиболее ощутимыми рычагами воздействия на бизнес, кроме указанных митингов и демонстраций, является рынок сбыта. Общество должно сознательно стремиться исключать из употребления товары, наносящие наибольший ущерб природе и здоровью человека, пусть даже с некоторым ущербом финансового положения, как личного, так и страны вцелом.

Используя законные методы агитации в мировом масштабе общество должно консолидироваться для борьбы за экологию и сохранение климата нашей планеты – колыбели цивилизации.

Исходя из того, что наша цивилизация имеет тенденцию расширения зоны влияния, необходимо с самого начала освоения новых пространств учитывать пагубность влияния деятельности цивилизации на окружающую среду и стремиться к минимизации вредоносного воздействия.

Только таким образом мы сможем предотвратить гибель нашей цивилизации или хотя бы отодвинуть этот момент, уповая на то, что цивилизация успеет приспособиться к изменению окружающей среды. Я думаю, потомки нас не простят, если мы этого не сделаем.

Обосновывая необходимость сохранения окружающей среды и климата мы отвлеклись от вопроса, вынесенного в заглавие статьи. Так сколько же благ необходимо человеку? Исходя из выше приведенных рассуждений, потребление благ для обеспечения и продления жизни цивилизации должно быть минимизировано. Встает вопрос: до какой степени? Поскольку человек на сегодняшний день не может полностью приспособиться к температурному режиму окружающей среды и климатическим явлениям, отказаться от одежды и жилища нам не удастся. По крайней мере, в северных и умеренных географических широтах.

Однако, снизить объемы их потребления с обеспечением определенного комфорта вполне реально. Например знаменитый певец Ф.Киркоров гордится своим личным (не для выступлений) гардеробом, занимающим целую комнату. Это сотни костюмов. Основой ценности личности должно быть внутреннее физическое и нравственное содержание, её суть, которые на протяжении всей сознательной жизни остаются практически неизменными. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Одежда, это лишь защитная скорлупа, позволяющая чувствовать себя комфортно в определенной обстановке. Использование одежды в качестве признака принадлежности к определенной иерархической касте общества или, ещё хуже, для мнимого возвышения своей ценности для общества должно подвергаться всеобщему осуждению. Необходимо пропагандировать в повседневной жизни спартанское отношение к одежде и предметам быта. Любой человек должен понимать, что роскошь и расточительство – бомба замедленного действия, яд. Поэтому пользоваться ими можно лишь в крайних случаях и в малых дозах, как лекарством. Только, обладая такого рода здоровьем, общество будет долголетним.

Если принять, что нормальный человек должен работать, ежедневно находится в обществе, участвовать в праздничных мероприятиях, заниматься спортом и отдыхом, то ему достаточно:
- рабочая одежда для профессиональной деятельности (спецодежда) и хобби, например, для работы в саду;
- повседневная выходная одежда, например, для прогулок по городу и деловых визитов;
- парадная, праздничная одежда для посещения торжественных мероприятий и театра;
- спортивная (туристическая) и для отдыха (домашняя);
- верхняя, сезонная одежда.
В обществе должна воспитываться сдержанность потребления во всем. Скажем, зачем человеку личный автомобиль, используемый не более 2х часов в сутки, если есть хорошо организованный прокат. Это вполне возможно, особенно с созданием беспилотных автомобилей. Парадная одежда, несколько потерявшая свою свежесть, может перейти вначале в повседневное пользование, а затем в разряд рабочей. Я конечно утрирую. Пользоваться поношенным фраком при уборке мусора в саду или для похода в лес - неразумно. Но тенденция использования некоторых сохранившихся свойств вещей и конечная их утилизация в виде повторной переработки должны учитываться в обязательном порядке.

Бич существующей цивилизации – отходы, особенно в России. Несколько лет тому назад на одном из российских телеканалов был показан сюжет освоения севера. Меня поразили объемы мусора, в виде бочек из под горюче-смазочных материалов, вышедших из строя техники и строений, покрывающего просторы пустынного края. А зайдите в наши пригородные леса. Они во многом напоминают свалку, полигон бытового мусора. Под каждым деревом пластиковые бутылки, пакеты, металлические банки из под напитков и т.п. Все это могло бы быть переработано. Если раньше говорили, что леса – легкие планеты, то сейчас они больше похожи на легкие умирающего курильщика с огромным стажем.

Все эти негативные факты говорят о загнивании общественной морали . Если общество не изменит идеологию отношения к окружающей среде, к использованию имущественных благ, к их месту в иерархии наших ценностей, общество и вся земная цивилизация будут обречены на самоуничтожение.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: