понедельник, 28 марта 2016 г.

Два ответа на один вопрос



Вопрос «Что сделал ты?» прозвучал в песне Аллы Пугачевой «Волшебник –недоучка». Ответ на этот вопрос позволяет оценить свою роль в истории, осознать степень влияния своих действий (или бездействия), лучше понять причины, повлиявшие на ход ваших действий.

Однажды я уже писал, что у всякого события две стороны: хорошая и плохая, со стороны победителя или побежденного. Поэтому считаю правильным рассмотрение всех исторических фактов с двух противоположных точек зрения.

Начнем со времен процветания Союза Советских Социалистических Республик – 1965-1980 г.г. На верное сразу надо сделать оговорку: мы будем рассматривать в основном массовые явления и тенденции, которые были заложены в государственной политике, законодательстве и морали общества. Однако не лишним будет коснуться «сорняков», с точки зрения тогдашней политики, и попытаться понять причины их произрастания.

И так, однородность общества. Однородность благосостояния и пропаганда единой идеологии населения СССР были достаточны для исключения недовольств между различными слоями общества. Имеется в виду сельское население, рабочий класс, интеллигенция. В 80х годах граждане были свободны в выборе места жительства в пределах союза, имели в хозяйстве телевизоры, иногда даже автомобили. Городское население жило в основном в благоустроенных государственных квартирах. Квартиры распределялись в организациях местными профсоюзными комитетами. Существовали очереди в ожидании квартир до 10-15 лет. Минимальный уровень заработной платы составлял 80 рублей в месяц, средний работающий 140-160 рублей, директор же крупного предприятия получал 300-350 рублей. Уровень потребления соответствовал техническому уровню развития промышленности. Каждый имел повседневную и парадную одежду, продукты питания были натуральными, природного происхождения. Образование по единой программе обеспечивало единое понимание, и уровень общего образования вне зависимости от места проживания. Театры, музеи, выставки, дома культуры, кружки, школы, спортивные секции различных направлений позволяли проводить досуг, развивать личные способности и навыки.

Что же было хорошего для рядового гражданина и советского общества вцелом?

Для основной массы населения минимальное различие в благосостоянии и культуре не давало поводов для зависти и, как следствие, царила мирная атмосфера общения. Энергия деятельности каждой личности была направлена на самосовершенствование и создание условий для процветания общества. Обобществленность средств производства и наличие в законодательных органах и органах власти представителей всех слоев населения обеспечивали равенство соблюдения интересов всех слоев населения. Право на труд исполнялось безукоснительно. Безработица отсутствовала. Мерой ценности личности были совесть (чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом) и реализация своих лучших способностей. Некоторые личности, в угоду своим низменным чувствам: зависти, наживы, ложного превосходства и самовозвышения, пытались их реализовать, но общество всячески, и довольно успешно, боролось с этими проявлениями.

Что же было плохого для общества?

Отдельные случаи «произрастания указанных сорняков» все же имели место быть, хотя и преследовались законодательно. По причине главенствующей роли партии, оказывалось давление на пути развития науки, что привело к отставанию некоторых ее направлений, например, генетики. По этой же причине отсутствовала организованная оппозиция, способная критиковать недостатки существующей власти и подсказывать меры по их устранению. Наличие главенствующей роли партии при однопартийной системе власти, из-за опасности возврата идеологии капитализма, не позволяло развиться даже здоровому частному сектору производства. Были времена, когда личное хозяйство обкладывалось налогом, продажа продукции личной деятельности рассматривалась как спекуляция и т.п. Снижение моральных принципов руководящих и партийных работников всвязи с монополией власти и моральное загнивание правящей верхушки привели к снижению действенности моральных убеждений многих членов общества. Главенство роли повышения материального благосостояния в идеологической работе привело к расцвету использования служебного положения в личных целях, бюрократии, волюнтаризма, взяточничества (коррупции). К концу 80х энергичные, жаждущие высокого благосостояния личности стали организовывать подпольное производство, появились силовые криминальные группировки, обеспечивающие функционирование этих производств.

Таким образом, развращенная искусственно созданным отсутствием достаточно организованной конкурирующей силы, правящая элита, использующая подконтрольные ей средства массовой информации, все шире стала проводить в народные массы потребленческую идеологию. Умело манипулируя фактами ускоренного развития и высокого благосостояния западных стран, находящихся в более благоприятных климатических и более продолжительных мирных условиях, в народные массы внедрялась мысль о превосходстве частно-собственнического производства над общественным.

Для легализации своих материальных запросов и возможностей их осуществления в 90 году политически активная элита произвела в стране переворот и последующий развал СССР.

Правящая элита, руководители предприятий и активные, предприимчивые члены общества получили возможность легального повышения своего благополучия. Началась передача общественной собственности в частные руки. Все было бы ничего, но руководители предприятий законодательно получили преимущества в виде определенного пакета акций возглавляемых ими предприятий. Экономически малограмотные (раньше этого не требовалось) народные массы при отсутствии открытой, достаточно полной информации об отраслях и конкретных предприятиях, не могли правильно сориентироваться в создавшемся положении.

Воспользовавшись ситуацией, элита завладела основополагающими отраслями экономики страны: энергетика, транспорт, связь, земные недра. В оставшейся части предприятий начался процесс выделения и перехода в руки ограниченного круга лиц (зачастую приближенных к элите) экономически выгодных участков производств. Эти тенденции привели к быстрому обогащению одних и обнищанию других.

Вместе с упадком производств появились «челночники», увеличился импорт продукции в страну. Заметно усилился отток из страны научных кадров и творческой интеллигенции ввиду недальновидности бизнеса, предпочитающего сиюминутные выгоды будущему процветанию. Финансирование, а следовательно и развитие, науки, образования, медицинского обслуживания резко сократилось. Строительство отечественных заводов снизилось, если не сказать прекратилось. Взамен им расцветали посреднические торговые компании и иностранный бизнес. Сложившееся положение дел привело к сильнейшей внешней зависимости страны, на полное осознание и исправление которой потребует многих лет упорного труда.

Благодаря, будем говорить, своевременному осознанию данной зависимости и внедрению в оборонную технику передовых идей (в основном еще с советских времен) можно надеяться на оптимистичный прогноз развития России.

Из всего сказанного можно предположить два ответа на поставленный в начале статьи вопрос «Что сделал ты?».

Первый ответ: Я вовремя «подсуетился», стал успешным, разбогател, имею высокое влияние и положение в обществе. Страну до такого состояния довели амбициозные, недалекие и ленивые люди. В общем, я доволен.

Второй ответ: Моя неграмотность и пассивность привели к создавшемуся положению в семье и в стране вцелом. Надо начинать самому разбираться, оценивать события и учиться защищать свои права и свою точку зрения. Иначе будет еще хуже.

Два ответа, но какие они разные, если не сказать противоположные. Два ответа, как два берега одной реки.

Правый берег заманчив, но ненадежен. Раз оступившись, можно скатиться с крутого берега, покалечиться и всю оставшуюся жизнь провести в муках. Физических или душевных – без разницы. Диалектика развития такова, что потомки, может быть даже очень далекие, скорее всего, осудят ваш сегодняшний выбор.

Левый берег для большинства ближе, но также требует приложения не малых усилий и умения для его достижения. Если Вы молоды, может быть, ваши родители еще успеют сказать Вам спасибо! Если Вы в зрелом возрасте, может быть, уже сами успеете вкусить плоды своих усилий. Если Вы пожилой человек, то ваши потомки наверняка будут вам благодарны.

Если Вы поплывете по течению, даже находясь в лодке или на корабле, которые когда-нибудь да сгниют и пойдут ко дну, Вы все равно в конце-концов утоните. Каните в лету забвения неизвестной никому личностью, не оставившей даже следа.

Выбор Ваш, граждане россияне!





Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: