воскресенье, 18 мая 2008 г.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД МЭТЧЕТТА.





В этой методике сделана попытка систематизации методов перебора и их использования. По мнению Мэтчетта овладение его методом позволяет человеку активизировать плодотворные пути поиска решений, систематизировать их и сформировать более мощную базу мышления:
I) мышление стратегическими схемами;
2) мышление в параллельных плоскостях;
3) мышление с нескольких точек зрения;
4) мышление –образами;
5) мышление в основных элементах.

Мэтчетт вводит следующее определение проектировании:
а) хороший проект - это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств;
б) проектирование - это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях.
Опишем основные режимы, рекомендованные Мэтчеттом для решения проектных задач.

а)Мышление стратегическими схемами.
Сюда относится отработка следующих навыков:
1. способность заранее выбрать стратегию (т.е. последовательность или сеть действий или мыслей проектировщика).
2. способность сравнивать достигнутое с намеченным.
3. способность разрабатывать стратегии для разработки стратегий.

б) Мышление в параллельных плоскостях.
Здесь имеется в виду "отстраненное" наблюдение проектировщика за своими собственными мыслями и действиями, а также за мыслями и действиями своих сотрудников в ходе выполнения проектных работ. Мэтчетт проводит сравнение с мышлением журналиста, берущею интервью, когда он одновременно участвует в беседе и направляет ее. В частности, проектировщик должен сознавать, в какой степени он направляет работу своих сотрудников и в какой они направляют его работу; он должен также уметь сосредотачивать внимание на своем образе мышления в процессе проектирования.

в) Мышление с нескольких точек зрения.
Этот процесс аналогичен «мышлению в параллельных плоскостях», но направлен на решение задачи проектирования, а не на процесс ее выявления. В предельно упрощенной форме это, по-видимому, определение целей через функции изделия: изделие «обеспечивает возможность», что-то сделать. В более сложной форме используются контрольные перечни, приведенные ниже при описании этапа 3.

г) Мышление "образами".
Этот режим мышления по фундаментальному методу проектирования труднее всего поддается пониманию. По видимому, он заключается в том, чтобы мысленно представить себе или вычертить геометрические схемы, позволяющие проектировщику сопоставить приведенные ниже контрольные перечни фундаментального метода проектирования с формами его собственного опыта и мышления. Рисунки, с помощью которых Мэтчетт и его ученики иллюстрируют этот режим мышления, напоминают карты астрологов и магические слова и образы таких художников, как Марсель Дюшан. Мэтчетт называет их «синтетическими архипелагами», имея в виду, что речь идет о чем-то, что управляет ассоциациями между отдельными мыслями.

Основное назначение мышления «образами», видимо, заключается в том, чтобы дать проектировщику запоминающийся образ взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением.

д) Мышление в основных элементах.
Это самый понятный из пяти «режимов мышления», в его описании применяются простые, понятные слова, обозначающие небольшие элементы мысли или действия, которые, как правило, встречаются в процессе решения любой задачи. Вслед за Гилбертом, который, прочитав свою фамилию справа налево, дал единице движения название «треблиг». Мэтчетт называет эти элементы «течтэмами». Назначение течтэммов заключается в том, чтобы заставить проектировщика осознать множество альтернативных действий, которые он может предпринять в каждой точке принятия решений. Мэтчетт разбивает течтэммы на семь групп, приведенных ниже.

Группа 1 (варианты решений):
Определить потребность;
Определить необходимый элемент;
представить себе решение;
принять временное решение;
принять окончательное решение;
отменить решение

Группа 2 (варианты суждений)
предположить;
взвесить;
взвесить и сравнить;
экстраполировать;
оставить без изменений;
предсказать

Группа 3(варианты стратегий)
продолжать в том же направлении;
продолжать и расширить;
изменить направление;
сопоставить с будущим;
внимательно рассмотреть;
разрешить конфликт;
продолжать более интенсивно;
прекратить.

Группа 4 (варианты тактик)
оценить риск;
проверить последствия;
развить;
сравнить с другими решениями;
разделить действие;
приспособить другое решение;
сосредоточиться на малом участке;
разложить на компоненты;
проверить возможную причину;
обдумать возможность нового решения;
заменит решение на обратное;
проверить другие варианты.


Группа 5 (варианты отношений)
хранить решение в памяти;
выявить зависимость;
отложить принятие решения;
сообщить о решении;
соотнести с ранее принятым решением;
проверить на избыточность;
проверить на соответствие.

Группа 6 (варианты понятий)
использовать понятие;
изменить плоскость абстракции;
использовать схему стратегии;
изменить точку зрения;
сравнить с существующей системой;

Группа 7 (варианты препятствий)
обойти препятствие;
разрушить препятствие;
устранить препятствие;
начать новое действие с нуля;
начать новое действие с принятого решения;
действовать в одном, двух или трех измерениях.
сравнить с получающейся системой;
применить первичное кольцо.

Методика проектирования.
Методика проектирования вкратце выглядит следующим образом:
1) исследовать проектную ситуацию;
2) приблизительно определить потребности, для удовлетворения которых предпринимается проектирование;
3) Выявить и проанализировать основную функциональную потребность, т.е. ту потребность без удовлетворения которой нет смысла удовлетворять другие).
4) исследовать альтернативные принципы. на которых могло бы быть построено средство для удовлетворения основной потребности;
5) выполнить – только в эскизе- проект, способный удовлетворить как основную, так и дополнительные потребности.
6) оценить функциональную эффективность проекта;
7) определить качество деталей и узлов, например отсутствие деформации при сварке, совершенство внешнего вила и т д.

Не следует жестко придерживаться этой последовательности; проектировщики должны сами решать, когда применить тот или иной этап, когда повторить его, а когда перескочить через этап. Главное состоит в том, чтобы проектировщики могли изменять структуру своего опыта и мышления применительно к существенным особенностям и многофакторности проектной ситуации. Мэтчетт подчеркивает, что каждый вправе решать, как это сделать. Воспитывая в своих учениках уверенность в себе и прививая им умение управлять своим мышление, Метчетт стремится придать их мышлению гибкость в разработке соответствующих стратегий.

Контрольные перечни фундаментального метода проектирования (которые Мичетт называет 'стандартными последовательностями"), по-видимому, представляют собой развитие обычных в анализе трудовых операций вопросов "что?", "почему?", "когда?" и т.д. Часто их комбинируют парами вдоль каждой оси графика, что позволяет получить большое разнообразие более конкретных вопросов.
а) Какие потребности являются:
- жизненно важными;
- очень важными;
- важными;
- желательными.
б) Каковы потребности:
- функциональной системы;
- потребителя;
- фирмы;
- внешнего мира?
в) Каковы потребности на каждом из перечисленных ниже этапов существования изделия:
- проектирование и деталировка,
- отработка,
- изготовление деталей,
- сборка,
- испытание и отладка,
- окончательная отделка и упаковка,
- сбыт,
- монтаж,
- эксплуатация и неправильное использование,
- техническое обслуживание и уход.
г) Какие сведения можно получить, если задать шесть основных вопросов анализа трудовых операций:
- что нужно сделать? (потребности);
- почему это нужно сделать?(причина);
- когда это нужно сделать? (время);
- где это нужно сделать? (место);
- кем или с помощью чего это должно быть сделано? (средства);
- как это сделать? (метод).
д) Каким образом каждую часть проекта можно:
- исключить;
- объединить с другими;
- унифицировать;
- перенести;
- модифицировать;
- упростить.
Этот комплекс вопросов Метчетт называет «первичным кольцом», а следующий комплекс – «вторичным кольцом».

е) Какие:
- эффекты;
- потребности;
- ограничения
вызовет каждая деталь комплекса в отношении любой другой детали этого комплекса при сопоставлении с помощью матрицы взаимодействий?

Назначение первичного кольца – выявлять множество различных альтернатив, а вторичного кольца – обеспечить увязку всех изменений друг с другом, а также со всеми имеющимися потребностями.

Метчетт все время подчеркивает, что вопросы и графики, порождающие многообразие, необходимо применять не для слепого поиска, а для выявления существенных характеристик изучаемого объекта и для устранения из проекта ненужных элементов.

Обучение. Курс фундаментального метода проектирования занимает три недели и требует от учащегося полной отдачи времени и внимания, вплоть до позднего вечера. Сомнительно. чтобы основные преимущества, предписываемые фундаментальному методу проектирования, можно было получить без столь полной самоотдачи этому предмету. Однако, те части курса, которые поддаются объективному описанию, т.е. те, что изложены здесь, по видимому, представляют ценность и могут быть применены без интенсивного обучения.



Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: