суббота, 3 мая 2008 г.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ






МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Область применения:
- решение несложных проблем организационного характера (найти новое применение
выпускаемой продукции, найти новую форму рекламы, найти новые формы
торговли, методов страхования, и т д.) и решение простых технических идач на первом уровне сложности

Достоинства:
- простота изучения метода
- высокая интенсивность генерирования идей (до 100 идеи за обсуждение)

Недостатки:
- обычно решает несложные задачи одноходки (т.к. опирается только на опыт участников).
- не имеет критериев отбора выдвинутых идей.

Общий обзор:
Мозговой штурм – это наиболее древний метод решения задач (применялся еще древними викингами). Современная модернизация мозгового штурма предложена в 40е годы ХХ века А.Осборном. Смысл мозгового штурма в том, чтобы, раскрепощая мышление участников, достичь фазы лавинообразного генерирования идей по выбранным направлениям, задаче, проблеме.

В настоящее время существует несколько разновидностей мозгового штурма:
- по числу участников;
- на форме - диалог, диспут, игра, турнир, конференция, сессия, совещание;
- по процессу – разовый, поэтапный, многостадийный, цикличный;
- по целям – обмен информацией, развитие внутренних коммуникаций, решение проблем.

Мозговой штурм и его модернизации имеют множество названий: «мозговая атака», «осада мозгов», «метод отнесенной оценки», «метод обмена мнениями», «конференция идей», «кибернетическая сессия» и т.д.

В основе мозгового штурма лежит простая мысль: процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. При обсуждении задач многие не решаются высказать смелые, неожиданные идеи, опасаясь насмешек, ошибок, отрицательного отношения руководителя и т.д. Если же такие идеи все же высказываются, то их зачастую подвергают уничтожающей критике (порой справедливо) сами участники обсуждения. И новые мысли гибнут, не получая развития. А Осборн предложил вести поиск в обстановке, когда каждая идея, даже шуточная или явно нелепая, всячески поощряется. Для этого отбирают по возможности разнородную группу из 8-12 человек, склонных генерировать идеи. В группу не включают руководителей, а сам процесс генерирования стремятся вести в непринужденной обстановке. Длительность обсуждения 30-40 минут. Высказанные идеи записываются на магнитофон или стенографируются. Полученный материал передают группе экспертов для оценки и отбора перспективных предложений.

Порядок проведения мозгового штурма состоит из 3х этапов:

1. Подготовительный этап – производится подбор группы, «генераторов» и «аналитиков», определяется время и место проведения мозгового штурма, уточняются условия задачи и ограничения на ее решение. В группу генераторов приглашают несколько специалистов по проблеме, несколько специалистов-смежников и одного-двух совершенно посторонних специалистов (врача, библиотекаря, водителя и т.п.). В группу аналитиков из 10-15 человек привлекают специалистов по проблеме и специалистов смежников.

2. Этап генерации идей проводится под руководством ведущего на протяжении 30-40 минут. Ведущий сообщает условия задачи и затем следит за строгим выполнением правил запрета критики в любой форме – в виде оценок идей, критических высказываний, смешков, скептических улыбок и т.д. Кроме того ведущий всячески активизирует «генераторов»: подхватывает смех, шутки, юмористические и фантастические предложения, поощряет новые мысли, следит за развитием новой идеи, побуждая. вопросами подхватывать и развивать новые идеи. Нормально, если к концу штурма возникнет своего рода ажиотаж и «генераторы» высказывают предложения, не успевая их обдумать. Создавая раскованную, непринужденную остановку деловой игры, ведущий должен иметь «в заначке» несколько готовых идей, чтобы поддержать поток идей на случай перерыва в генерации. Все идеи записываются на магнитофон. В процессе генерации идей можно получить от 80 до 150 предложений разного качества. Эффективность этапа качества идей зависит от опыта ведущего.

3. Этап анализа и оценки проводится после распечатывания всех идей и передачи их аналитикам для оценки, доработки и выбора решения, устраивающего заказчика. В работе эта группа должна руководствоваться правилом: ни одна, даже самая "бредовая" идея не должна быть отброшена без тщательного анализа, доработки и проверки экономической и технической эффективности Если сразу отбрасывать "не работающие" или "слабые" на первый взгляд идеи, легко пропустить ту, ради которой и устраивался мозговой штурм.

Пример. В процессе решения задачи, «Как организовать освещение заполярных
жилых районов в полярную ночь без установки столбов под фонари» среди многих «разумных» идей (например – «установить огромную мачту в центре города с сотнями прожекторов, светящих во все стороны», «беспрерывно стрелять вверх осветительными ракетами» и т.д.) были и весьма нелепые – «включить северное сияние», «направить с земли мощный луч прожектора на белое облако». Именно последняя идея была реализована в виде аэростата с отражателем, отбрасывающего свет прожектора вниз.

По оценкам специалистов, из высказанных во время мозгового штурма идей, работоспособными оказываются лишь 1-2%. Но если из ста хотя бы одна идея устраивает заказчика, то цель "штурма* достигнута.



Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: