среда, 27 марта 2019 г.

Куда ведет прогресс?


Изучая историю развития человечества на нашей планете, ученые пришли к выводу, что видоизменение, развитие, как человека, так и общества в целом, неотвратимо. Меняются виды живых организмов, меняется среда обитания, меняются принципы организации общества. Человечество достигло такого уровня развития, что для принятия многих решений необходимым становится знание дальнейшего развития общества. Глобализм поставленной задачи требует соответствующего уровня её рассмотрения.

ХХ век ознаменовался ярким событием – появлением государства коммунистической направленности. Что это было? Подтверждение диалектики развития общества, один из рядовых опытов поиска направления дальнейшего развития, проба прогрессивных сил или тупиковая ветвь развития общества? В любом случае, даже если это явление носило случайный характер, необходимо найти движущие силы и механизмы возникновения подобных явлений.

Когда человек стал пользоваться не только природными богатствами, а также произведенными им самим благами, он осознал не только их полезность, но и зависимость величины пользы от величины (объема) данных благ, обеспечивающих повышение выживаемости. Дальнейшее развитие сознания человека привело к пониманию значения распределения благ между индивидами. Это в свою очередь привело к образованию общественной иерархической структуры, обладающей силовыми и законодательными и организационными признаками. Причем, положению индивида в указанной структуре соответствовал определенный уровень жизни. Чем выше положение, тем выше уровень жизни.

Таким образом в сознании человека прочно укрепилась связь наличия благ с уровнем жизни. Данная связь, изначально обеспечивающая преимущественное выживание индивида, по мере повышения общего уровня жизни, пестуемая эгоистичными свойствами личности, продолжает удерживать верховные позиции в нашем сегодняшнем поведении. Это позволяет отдельной личности, с одной стороны, имея повышенное положение в обществе, принимать меры для дальнейшего поддержания или повышения положения в обществе, даже в ущерб последнему, а с другой стороны, опять же в угоду своему ЭГО, насаждать в обществе мнение о своем превосходстве вплоть до законодательного уровня.

Таким образом во главе нынешней морали лежит стремление человека к приобретению максимального количества благ и, соответственно, занятию по возможности более высокого положения в иерархической пирамиде.

Приоритет такой морали способствовал выживанию индивидуума и развитию общества в целом до сего времени. Однако, это вовсе не гарантирует, что о данный приоритет и далее будет выполнять свою функцию. А что же собственно произошло? Почему мораль служившая развитию общества вдруг стала его тормозом, и даже угрозой для него? Причина, как мне кажется, кроется в степени доступности благ. Если на ранних стадиях первобытный человек захотел есть, он подходил к дереву, собирал плоды и свободно питался. В настоящее время основная масса людей, захотев поесть, должна наняться на работу к обладателю орудий труда. \Причем на условиях, в большинстве случаев не особо выгодных, поскольку солидную долю дохода от своего труда он отдает хозяину (точнее хозяин забирает). Затем, покупая пищу, он опять же отдает больше, чем затрачено на её добычу. Ограниченность ресурсов потребления, а также искусственно создаваемый избыток рабочей силы, приводят к тому, что доля труда, отдаваемого работником, увеличивается. Это обстоятельство приводит к различию интересов работника и работодателя, к появлению противоречий, снижающих заинтересованность в труде, и, как следствие, тормозящих развитие прогресса.

В начале статьи уже говорилось, что развитие всегда связано с изменением. Так почему бы не допустить закономерное изменение приоритетов морали. Также, следует признать, что стремление человека к приобретению максимального количества личных благ и к занятию более высокого положения в иерархической пирамиде, являющееся неотъемлемой частью существующей капиталистической идеологии, в существующих условиях овладения атомной энергией, приближает земную цивилизацию вплотную к грани исчезновения. Существующая разница в благосостоянии ведет к различию интересов, которое в свою очередь ведет к появлению противоречий, являющихся причиной всех войн. Об этом уже писалось в статьях «Бизнес - палочка выручалочка или мировой могильщик?» и «Диалектика миропорядка». Не это ли обстоятельство должно подвигнуть общество к изменению приоритетов морали?

Если допустить изменение приоритетов, то сразу встает вопрос: каким должен быть главенствующий приоритет? Если признать, что все наши действия имеют смысл лишь при условии продолжения жизни, то на первое место становится требование гарантии безопасности существования цивилизации вцелом. Что нас ожидает? Это означает, что наша будущая мораль не должна позволять нам ущемлять интересы окружающих. Это должно относиться к взаимоотношениям, как личностей, так стран и цивилизаций в будущем.

Каким же образом можно выполнить это требование? Исключить стремление человека к приобретению благ и повышению уровня жизни, наверное, будет глупостью. Это противоречит стимулу процесса развития. Если мы опасаемся за судьбу цивилизации, то разумным будет личные устремления человека направить на нужды всей цивилизации и человеческого общества в частности или сделать так, чтобы они совпадали.

Труд по производству потребляемых ресурсов, в основном, является процессом коллективным. Не взрыхли пахарь землю или не посей или не собери хлебороб урожай, или не смели зерно или не испеки хлеб пекарь — мы останемся голодными. С другой стороны, пахарь, хлебороб и пекарь пользуются машинами и механизмами, произведенными металлургами, машиностроителями, результатами труда энергетиков, которые в свою очередь используют достижения науки. Получается замкнутый круг взаимозависимости, где отсутствие одного из звеньев технологической цепочки ведет если не к остановке, то к резкому снижению эффективности труда т. е. к снижению уровня благосостояния нашего общества и каждого его члена. Причем эффективность труда, например, пахаря зависит во многом не от него, а от ученого изобретающего высокопрочные материалы и сплавы, инженера, спроектировавшего трактор, геологоразведчика и работника добывающей промышленности, обеспечивающих все производственные процессы энергией.

Если от каждого работника зависит судьба любого потребляемого нами продукта, то почему, при условии добросовестного исполнения своих функций, люди занятые в процессе производства данного продукта имеют значительно различающиеся по величине блага? Некоторые оправдывают существующие различия величиной затрат физической или умственной энергии, другие оправдывают это величиной спроса на производимый продукт. Каждый подход к оценке получаемых благ по-своему верен. Однако, применение любого из них по одиночке в чистом виде вызывает множество нареканий и не обеспечивает соблюдения равенства интересов всех исполнителей. Где же выход?

Выход в проведении государственной политики в области морали, направленной на стирание граней между умственным и физическим трудом, сближению оценки уровней труда рядового исполнителя и руководителя, наемного работника и работодателя. Трудность осуществления указанных реформ заключается в том, что все человечество на Земле разбито на страны со своими укладами жизни, со своими традициями и приоритетами, с различными уровнями развития. Проведение реформ в мировом масштабе крайне затруднительно. Проведение реформ в одной отдельной стране потребует какое-то время наличия двойной морали: для взаимоотношений внутри страны и для взаимоотношений с другими странами.

В некоторых произведениях литературы и кино ХХ века, при описании общества будущего указывается, что человек выбирает работу из условия востребованности обществом в текущий момент времени, правда с учетом своих физиологических возможностей и психологических наклонностей. При этом уровень получаемых благ не зависит от его выбора. Вы скажете: «Так это же фантастика!»
Да. Когда-то человек мечтал мчаться на златогривом коне или сером волке быстрее ветра, лететь на ковре-самолете. Сейчас скоростные поезда или комфортабельные воздушные лайнеры позволяют перемещаться со скоростями, которые и не снились всего лишь сотню лет назад, а сейчас это обыденное событие.
Мечта — это маяк. Нужно только взять в руки весла и приложить некоторые усилия в достижении цели и она будет достигнута. Наша цель — спасти человечество, спасти земную цивилизацию от глупой гибели.

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: