среда, 23 апреля 2008 г.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ






МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Область применения:
- устранение недостатков, существующих объектов на первом уровне сложности
решения задач;
- изучение ситуации на информационном этапе функционально- стоимостного анализа
(ФСА).

Достоинства:
- не требуется специального обучения, простота, доступность;
- ускоренная генерация начального поля вариантов решения.

Недостатки:
- низкая результативность;
- узкая область применения, нет критерия отбора и оценки решения.

Общий обзор:
Суть метола состоит в том, что решатель задачи отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу.

Широко распространены универсальные вопросники, составленные А.Осборном, Э.Раудзеппом, Т.Эйлоартом, Д.Пирсоном и др. Они состоят из различного количества вопросов. Метод может применяться либо в форме монолога решателя, обращенного самого к себе, либо диалога – например, в виде вопросов, задаваемых руководителем мохгового штурма.

Наиболее употребителен список вопросов А.Осборна. Он состоит из 9 групп вопросов:

1. Какое новое применение объекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать, известные способы применения?

2. Возможно ли решение задачи путем приспособления, упрощения,
сокращения? Что напоминает вам данный объект? Вызывает ли аналогии новую идею?
Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно
использовать? Что можно скопировать? Какой объект нужно опережать?

3. Какие модификации объекта возможны? Возможна ли модификация путем
вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функция),
цвета, движения, запала, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?

4. Что можно увеличить в объекте? Что можно присоединить? Возможно ли
увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность?
Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублироватъ? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта? Возможно ли преувеличение
гиперболизация элементов или всего объекта?

5. Что можно в объекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-
нибудь уплотнить, сгустить, концентрировать, конденсировать, применить способ
миниатюризации, ускорить, сузить, отделить, разобрать?

6. Что можно в объекте заменить? Что, сколько замещать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать в объекте? Какие компоненты можно
взаимозаменнть? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку?
Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект?
Изменить скорость или темп? Изменить режим?

8. Что можно в объекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное? Нельзя ли поменять местами противоположные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации элементов объекта возможны? Можно ли создать
смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки,
агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки?
Комбинировать идеи?

В сущности, списки контрольных вопросов просто подталкивают решателя,
тормошат, не дают остановиться. Годен любой вопрос, лишь бы он давал возможность
перебрать еще одну серию вариантов. Это хорошо видно в списке вопросов Т.Эйлоарта.

1. Перечислить все качества и определения предполагаемого решения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главное.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.

6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара различные длины волн, поверхностные свойства и т.п; переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д, эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею
без критики.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис - все с ней.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалки лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.

13. Набросать таблицу цен, величины, перемещений, типов материалов разных решений проблемы или частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи, и таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

18.Чья это проблема, почему его?

19. Кто придумал это первым? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решил эту проблему? Чего он добился?

21 Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.




Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: