суббота, 22 марта 2008 г.

Формулирование цели






Допустим Вы выбрали объект для своих изобретательских изысканий. Теперь Вам предстоит, я бы сказал, нудный, кропотливый труд по определению цели решения. Для этого Вам придется ответить на ряд вопросов: какую характеристику надо изменить, какую нельзя менять, какие расходы при этом снизятся какие возрастут, каковы допустимые затраты? Проверить: какую более общую или наоборот более конкретную задачу надо решить для достижения требуемого эффекта. Сравнить задачи и сделать выбор. Определить количественные показатели, внести в них поправку на время. Учесть особенности внедрения, допускаемую степень сложности и масштабы внедрения.
Вся методика поиска цели, постановки задачи и ее решения, на мой взгляд, очень хорошо изложена в книге Альтшулера АРИЗ-68 ( Алгоритм Решения Изобретательских Задач), которая получила развитие в АРИЗ-72, АРИЗ-85, АРИЗ-96 и перешла в ТРИЗ-96.
Суть этой методики заключается в ориентации на идеальный конечный результат, который, как маяк для корабля, указывает изобретателю направление решения поставленной задачи.
Прочитав эту книгу человек начинает понимать стадии творческого процесса, управлять им, сознавая особенности человеческой психики, что приводит к оптимизации самого процесса мышления, ускорению получения наивысшего результата.
Ввиду особенностей мышления и различия способностей человека, в данной методике каждый может использовать свои сильные стороны, но мне кажется, неоценимую помощь в действенности данной методики может принести умение мыслить признаками.
Такое мышление развивает патентная грамотность, которую можно получить, изучив курс патентоведения. Патентоведение потребуется и в других случаях, о которых поговорим позднее.
Исходя из собственного опыта, хочу заметить, что, мне кажется, в АРИЗ очень хорошо освещен вопрос развития технических систем. Изучив хронологию появления технических решений, какой либо задачи, Вы ограждаете себя от создания тупиковых решений поставленной задачи и от невозможности (или нецелесообразности) их дальнейшего развития.
Придя в 1992 году на новое предприятие, я задался целью улучшить стреловой грузоподъемный кран. Изучив технические характеристики грузоподъемных кранов: металлоемкость, энергоемкость, грузоподъемность, себестоимость, я пришел к выводу, что все они тесно взаимосвязаны и, вряд ли возможно, изменить, хотя бы одну из них, в чистом виде.
Поэтому я выбрал в качестве основополагающей характеристики, подходящей для улучшения – удельную грузоподъемность, т.е. отношение массы поднимаемого груза к собственной массе крана. Эта характеристика показывает эффективность использования металла в конструкции крана. Это означает, что все вышеуказанные характеристики нового крана должны быть лучше существующих на сегодняшний день, и что, самое главное, решение задачи для достижения поставленной цели должно будет относиться практически ко всем стреловым кранам.
Такая широкая постановка цели обрекала меня на провал… или на создание нового направления в конструировании грузоподъемных стреловых кранов.

Позднее я расскажу о постановке задачи для достижения поставленной цели.




Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: