пятница, 20 июня 2008 г.

Железная ветвь цивилизации.





Это была обычная экспедиция на вновь открытую планету. Экипаж в количестве пятнадцати человек, владеющих двенадцатью специальностями. Корабль класса «Звезда», предназначенный для научных работ и оборудованный по последнему слову техники. На нем имелись в достаточном количестве вездеходы, роботы с повышенным интеллектом, лаборатории с материалами для опытов и химикаты.

После высадки на планету в короткий срок экипаж заболевает и умирает от неизвестного вируса. Им все-таки удалось выделить вирус и последний умирающий член экипажа отдает главному компьютеру приказ - изучить вирус и отправить полученные данные домой на Землю.

И вот прошло полтора месяца со дня гибели экипажа. Вся жизнь на корабле, если передвижение холодных металлических роботов, бульканье растворов, переливаемых из одной пробирки в другую, и развитие вирусов в питательных средах можно назвать жизнью, происходила по командам и при беспрестанном контроле главного компьютера. Для выполнения поставленной задачи, он находил в далеких уголках лабиринтов своей электронной памяти стандартные программы исследования вирусов, выдавал рецептуру питательных сред и программы их приготовления. Если не хватало оборудования, он отыскивал в своей памяти чертежи необходимого оборудования и передавал их для выполнения исполнительным роботам.

Главный компьютер, хотя и обладал довольно высоким интеллектом, все же оставался простым компьютером. Исследования проводились по самой полной программе, часто невзирая на их абсурдность (с точки зрения человека). Поскольку каждое исследование требовало проверки нескольких вариантов при разных параметрах, то объем проводимых опытов резко возрастал. Для получения точных результатов некоторые исследования требовалось проводить параллельно и даже одновременно. На борту корабля уже были задействованы все роботы. Главный компьютер, просчитав мощности, пришел к решению, что необходимы дополнительные роботы.

Для этой цели Он выделил два робота-механика и уже через три дня на корабле появился новичок. Это был обыкновенный ничем не отличающийся от других, за исключением одной, на первый взгляд незначительной, детали - у его не было имени, а на груди красовался только номер. Главный компьютер счел более рациональным и удобным в обращении присваивать номера, исключив имена как дублирующую, не дающую ни чего нового информацию. Кроме того, поскольку на планете не осталось ни одного человека, при программировании новых роботов Он, чтобы не занимать память, не копировал им подпрограммы, касающиеся безопасности человека.


Прошло еще два месяца. Сам корабль и местность вокруг его преобразились. Вместо некогда величаво возвышавшегося над просторами бескрайней равнины звездного красавца корабля с его остроконечной антенной устремленной ввысь чужого неба, с его мощными опорами амортизаторов, теперь скромно, как бы сгорбившись, но все еще не теряя своей мощи стоял полуразобранный лишенный будущего остов корабля. В непосредственной близости от него, поблескивая ровным покрытием, в котором угадывалась обшивка корабля, стояли два ангара внушительных размеров с расположенным в них лабораторным оборудованием.

В одном из них по трубам струились перекачиваемые растворы, внутри прозрачных реакторных колон вибрируя поднимались вверх ровные струйки пузырьков, тут же стояли термо- и барокамеры. В другом ровными рядами выстроились лучевые камеры, а половину ангара занимали поля с местной растительностью. В этих лабораториях проводились опыты по изучению воздействия на вирусы химических веществ, температур, давлений и различных излучений, включая радиоволны и ультрафиолет. Кругом жужжали электромоторы, лязгали металлом механизмы, без суеты и в то же время довольно быстро двигались многочисленные роботы, перемещая контейнеры с пробиркам от одной камеры к другой.

Работа камер, механизмов и роботов могла показаться самостоятельной, порой даже не зависимой друг от друга. Отсутствие остановок роботов и взаимных помех передвижению являлось результатом огромной работы главного компьютера. Все, что Он рассчитывал, а Он рассчитывал параметры и время протекания процессов, происходящих в камерах, моменты включения и выключения механизмов, траектории и скорости передвижения роботов, все подвергалось оптимизации. Поэтому его микросхемы постоянно находились под напряжением. Электрические сигналы спокойно проходили от одной микросхемы к другой и подвергались различного рода преобразованиям, повинуясь единому ритму работы всего компьютера. Температурный режим был как никогда стабилен и оптимален.

Проводя очередное тестирование после ста часов работы, Он вновь убеждался в полной исправности своих систем и элементов. Напряженная работа, завидное состояние его систем и колоссальное количество получаемых результатов вызывали в его электрических цепях непонятные явления. Они не создавали помех и не влияли на результаты вычислений, не мешали работе, а наоборот как бы стимулировали ее. Попытки объяснить эти явления чисто физическими законами не принесли удовлетворительных результатов. И только копаясь в электронной памяти в области психологии человека Он нашел, что такое состояние называется вдохновением. Это открытие и то, что Он провел аналогию между показаниями датчиков и чувствами человека, придало ему еще больше энергии и самоуважения.

Первые трудности

Время шло. Полученные результаты фиксировались в электронной памяти компьютера. Исследования продолжались, но какая то тревога все чаще стала посещать Его. Особенно часто это чувство охватывало Его когда работали камеры мощного электромагнитного излучения. Напряжение в электрических цепях падало на пару секунд, происходили сбои в работе некоторых микросхем, но благодаря предусмотрительности программистов и наличию систем контроля, достоверность вычислений не снижалась.

Последний сбой, затянувшийся на восемь секунд, чуть было не привел к аварии. Анализируя создавшуюся обстановку главный компьютер пришел к выводу, что причиной сбоя явилось опять таки падение напряжения, которое в свою очередь обусловлено ограниченной мощностью энергетической установки корабля. Если раньше главным параметром оптимизации всех процессов было время, то теперь на первый план выдвинулась потребляемая мощность. Планы развития цивилизации, как теперь называл главный компьютер многочисленный парк разнообразных роботов, находились под угрозой срыва. Темпы проведения опытов начали резко снижаться, запасы металла и других материалов иссякали. Расчеты показали, что через месяц не из чего будет делать роботов, через полгода, производимой реактором корабля будет еле хватать на их передвижение, через год ее не хватит для работы самого компьютера.

Главный компьютер не зря считался обладателем повышенного интеллекта, после проведения расчетов и обобщения полученных данных, Он пришел к единственно верному заключению - надо строить новые реакторы, налаживать добычу ядерного топлива и металлов.

Преображение планеты

Прошло три года с момента посадки корабля. Ландшафт местности, некогда облюбованный астронавтами, изменился до неузнаваемости. Самого корабля уже не существовало, как не существовало и следов его посадки. Кругом, в зоне видимости, возвышались корпуса лабораторий, машино- и роботостроительных заводов, химических, металлургических и добывающих предприятий. Кое где торчали трубы энергетических комплексов. Для глаз человека было бы несколько необычным архитектурное оформление, с позволения сказать, города. В нем преобладали прямоугольные и сферические формы без каких бы то ни было элементов эстетики и искусства. Это был, выражаясь человеческим языком, сухой бездушный механический город, лишенный растительности и всего живого. Даже городом это можно было назвать с большой натяжкой, поскольку нет такого слова, обозначающего огромное скопление металлоконструкций, трубопроводов, силовых и информационных линий связи.

Это была колония механизмов, как принято говорить в биологии, или даже локальная цивилизация со своей добывающей и энергетической промыщленностью, со своей, присущей только ей, логикой развития. Формальной компьютерной логикой, подчиненной главной задаче - изучить вирус. Поскольку критериев оценки окончания познания проблемы нет, процесс шел нескончаемо.

Результат прогнозирования

Имея опыт бесконтрольного развития, чуть было не приведший к «вымиранию» механической цивилизации, Главный компьютер наряду с регулярным тестированием исправности всех систем производил прогнозирование дальнейшего их развития.
В один из дней, при контроле окружающего пространства были обнаружены радиосигналы. Их расшифровка показала, что сигналы посланы представителями органической формы жизни с корабля, стартовавшего с планеты Земля. Тот час Главный компьютер отдал приказ роботу Б-351 на всесторонний анализ пришельцев и прогнозы их воздействия на цивилизацию.

Хотя Б-351 был одним из оставшихся от прежнего экипажа роботом, его память и программное обеспечение были модернизированы. Он имел прямой доступ к центральному банку памяти и второй уровень приоритета приказов. В его распоряжении были четыре вычислительных комплекса общей мощностью порядка двенадцати с половиной миллионов гигабайт в секунду.

Чтобы извлечь данные об органической форме жизни из забытых электронных архивов центрального банка памяти, обработать их и обобщить, роботу потребовалось чуть больше тридцати шести минут. Все это время электронные потоки переносили зашифрованную информацию из одной ячейки памяти в другую, то вычитая то складывая их значения, то просеивая информацию по определенному признаку то объединяя ее. В конце концов эти хаотичные электронные потоки сформировали определенные и устойчивые потоки-выводы.

Одним из выводов логических потоков электронов робота было то, что органическая жизнь очень слабо защищена от воздействий биологического характера, подвержена мутациям. Все единицы особей органической формы жизни функционально одинаковы, имеют некоторые конструктивные отличия и в то же время являются сугубо индивидуальными, что сильно затрудняет их тестирование и определение нормального функционирования. Сильно развиты подпрограммы самосохранения, воспроизводства и познания окружающего пространства (особенно у высших форм). Ко всему прочему органическая жизнь обладает низкой скоростью обработки информации и малой степенью ее достоверности, а потому вредна и подлежит уничтожению во имя развития и процветания цивилизации.
Если бы не программа обеспечения безопасности человека, чудом сохранившаяся в электронном мозгу Главного компьютера, то еще не известно как бы встретила механическая цивилизация посланников Земного разума, породившего ее.



Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Комментариев нет: